Кончина человека

«Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны… просим», – это прошение входит в состав практически всех церковных служб. Телесная смерть, что стала законом для каждого после падения прародителей, страшит нас своей неизвестностью. Люди умирают по-разному – одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что их ожидает за гробом, другие – с чувством величия приближающегося момента, подготовившись к переходу в вечность таинствами Церкви и всей своей жизнью.

Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего – сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански.

При тяжкой болезни близких нужно позаботитъся, чтобы над ними было совершено таинство елеосвящения (соборования).

Существует суеверная боязнь этого таинства, как будто предшествующего смерти. Но в молит- вах последования елеосвящения говорится не о смерти, а о жизни, о прощении грехов и исцелении души и тела.

При приближении кончины самое важное – непременно пригласить священника для совершения таинств исповеди и причащения. На совести не должно остаться какого-либо греха или злобы к кому-либо. Соборование не заменяет исповеди. При соборовании изглаживаются забытые грехи, а сознательно утаенные не отпускаются.

Умирающего можно причастить и не натощак. Нельзя причащать потерявшего сознание, а тем более – уже умершего.

Давать умирающему святую воду и антидор можно, если он в сознании. Это не заменяет причащения, но дает помощь в предсмертном борении

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела хранителя, данного ей в крещении, и злобных духов – бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

В минуты разлучения души с телом совершается канон на исход души. Он читается «от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати», и иначе называется отходной молитвой. При отсутствии священника это последование должны прочитать родные или близкие. Если человек умирает в таких условиях, что чтение молите возле него невозможно, надо помолиться о нем дома, только бы помочь ему в самые тяжелые минуты.

Когда человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то родственники могут прочесть другой канон – «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Оба этих канона есть в полных православных молитвословах.

По кончине сразу следует прочесть «Последование по исходе души от тела». (Если христианин умер не дома, то прочитать последование можно тогда, когда станет известно о его кончине.) Оно завершается молитвой «Помяни. Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго пре-ставльшагося...». После этого усопшему надо закрыть глаза и рот, если они открыты, выпрямить туловище и накрыть с головой.