Отпевание

Чин погребения, в просторечии называемый отпеванием из-за обилия песнопений, по своему составу подобен панихиде и отличается от нес чтением Священного Писания, разрешительной молитвой, прощанием близких с почившим и преданием тела земле.

Отпевание начинается 90-м псалмом: «Живый в помощи Вышняго…» В нем пред нашим духовным взором предстоит картина перехода в вечность истинно верующей души по таинственному пути, ведущему к обители Отца небесного. Замечательно, что этот псалом читается и в последовании шестого часа, перед литургией, когда воспоминаетсяраспятие Господа Иисуса Христа.

Затем следует 118-й псалом, в котором изображается твердое упование на милость Божию, блаженство душ праведных, соблюдающих закон Господень, и звучат тихие молитвы о помиловании.

За ветхозаветными псалмами следуют новозаветные тропари с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», изображающие кратко, но полно, всю человеческую судьбу. Созданный из ничего, почтенный образом Божиим, за преступление заповеди человек возвращается в землю. Но и теперь он есть образ неизреченной Божией славы, хотя и носит язвы прегрешений; и теперь дерзает человек просить милосердие Божие, чтобы оно возвратно ему, через покаяние, вожделенное отечество, где находится сонм святых, обретших источник жизни, где пребывают мученики, закланные как агнцы, и все, кто достойно понес в жизни свой крест.

Вскоре за этими тропарями читается 50-й псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» и поется канон. Он проникнут молитвой к мученикам, которых Церковь просит ходатайствовать об усопшем, но здесь же Церковь научает нас смотреть правильным взором на настоящую жизнь. Жизнь изображается бурным морем, постоянно волнующимся, а смерть – переходом к тихому пристанищу. После такого изображения человеческой жизни священнослужители молят Бога упокоить умершего со святыми, где нет ни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

За каноном следуют особые погребальные стихиры, составленные преподобным Иоанном Дамаскиным. Это непрерывная проповедь о суете всего, что прельщает нас в мире и не остается с нами по смерти. Это вопль человека над развалинами жизни, соединенный с молитвой Богу о даровании усопшему вечных непреходящих благ. Вот некоторые слова из этих стихир в переводе на русский язык:

«Какая сладость в жизни пребудет не причастной печали? Какая слава устоит на земле непреложной? Все здесь – ничтожнее тени; все обманчивее сна; одно мгновение – и все это похищает смерть. Но во свете лица Твоего, Христе, и в наслаждении Твоей красоты упокой тою, которого Ты избрал.

Куда девалось пристрастие к миру? Где мечты о временном? Где золото и серебро? Все это — персть, все – пепел, все – тень… Господи, вечных Твоих благ сподобь преставившегося от нас, упокоевая его в нескончаемом блаженстве Твоем.

Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу во гробах лежащую созданную по образу Божию нашу красоту не имеющей благообразия, бесславною…»

Далее читаются утешительные для каждого христианина отрывки их Священного Писания – Апостол и Евангелие Апостол Павел в 1-м послании к Фессалоникийцам (1 Сол. 4, 13—17) переносит нашу мысль за пределы гроба и раскрывает дивные тайны будущего преображения человеческого тела. Он пишет, что христиане не должны предаваться чрезмерной скорби об умерших, как будто они не веруют, что есть будущая загробная жизнь. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших с Иисусом Бог приведет с Ним… И при конце мира мы, вместе с прежде умершими, будем восхищены на облаках на встречу Господу и так всегда с Господом будем. Сам же Господь Иисус Христос устами священника при чтении Евангелия утешает нас, вещая: Наступает время, в которое все. находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения...(Ин. 5, 28-9).

После чтения Евангелия священник (лучше всего, если это духовный отец почившего) вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти, а также снимает с него все епитимии и клятвы, которым он мог подпасть во время своей жизни. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения в прощении грехов умершему и примирении с Церковью, священник сыпок с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая подорожной», служит почившему пропуском в Царство небесное. Загробную участь каждого человека определяет только Бог.)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего, как знак нашей любви к нему, не перестающей и за гробом. Последнее целование совершается при пенни трогательных прощальных стихир. Вот одна из них в примерном переводе на русский язык «Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал я с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но придите, вселюбящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо не собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно обо мне молитесь ко Христу Богу, да не буду низведен но грехам моим в место мучений, но да вселюсь туда, где свет жизни».

Этими песнопениями Церковь хочет сильнее запечатлеть в сердце живущих памятование о страшном дне смерти, а не возбудить в нас безотрадную скорбь.

При прощании с почившим нужно целовать икону, лежащую во гробе, и венчик на чете. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащей) во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены по отношению к нему при жизни, и самим простить ему то, в чем был виновен он перед нами.

Над гробом возглашается «Вечная память». Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вен живущая на ней».

Обряд предания земле может совершаться и в храме, и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. Пекле этого гроб закрывается крышкой, и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Гроб с телом выносится из храма ногами вперед под пение Трисвятого.

На кладбище священник (в отсутствие его – мирянин) снова совершает краткую заупокойную литию.