Поминовение после погребения

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь Матери-Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит святейшую бескровную Жертву о упокоении его. Особые дни поминовений – третий, девятый и сороковой (при этом сам день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара, благодатной помощи Отца небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении. Принимая все это за основание. Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

Точного знания о том, что происходит с душой после смерти тела, у Церкви нет. Эта тайна от нас сокрыта. Но некоторым подвижникам веры и благочестия по временам бывали посылаемы видения, как бы слегка приоткрывающие таинственную завесу. Такие видения, но слову святителя Филарета, имеют свою истину, но церковным догматом не являются. Например, преподобному Макарию Великому было сказано, что первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим се Ангелом по тем местам, которые притягивают се воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему. Весьма своевременно поэтому в третей день церковное поминовение души, представшей пред лицом Правосудного.

После третьего дня душа в сопровождении Ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников.

В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Бoгy, и тогда решается ее участь – по земным делам ей назначается место пребывания до страшного суда.

Но и после сорокового дня поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни – день рождения, смерти, именины покойного. Для православного верующего день смерти ближнего – это день рождения в новую, вечную жизнь.