Приготовление усопшего к погребению:

Тело человека, по воззрению Церкви,- освященный благодатью таинств храм души. По слову святого апостола Павла: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53). Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Православный обряд приготовления тела усопшего к погребению состоит в омовении тела, облачении его, положении во гроб.

При омовении следует петь или читать Трисвятое: «Святый Боже, Снятый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас», или просто «Господи, помилуй». Покойника освобождают от одежды и подстилают ткань «спи клеенку». Лучше, чтобы мужчин омывали мужчины, а женщин – женщины.

Омывают губкой или тканью, смоченной в теплой воде, трижды все тело, начиная с головы. Движения обычно совершают крестообразно.

Все то, что использовалось при омовении, а также одежду, в которой человек умер, принято сжигать.

Тело христианина одевают в чистые и, если возможно, новые одежды. В некоторых областях России под одежду надевают белую рубаху с поясом или облачают усопшего, помимо обычных одежд, в саван-белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. На покойном непременно должен быть нательный крест, если сохранился – крестильный.

Женщине покрывают голову платком, концы завязывать не обязательно, просто сложить крест-накрест. Галстук на усопшем представляется неуместным.

Омьггое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомиты, руки сложены на груди крестообразно (правая поверх левой) в знак веры в распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Над облаченным телом усопшего совершают краткую заупокойную литию (ее может прочесть и мирянин по специальному чину – см. с. 38), а затем полагают во гроб.

Гроб перед положением тела окропляют святой водой и, по возможности, кадят ладаном. (Можно, поставив кадильницу в гроб, на некоторое время закрыть крышку.) На крышке гроба должен быть восьмиконечный крест. Яркий цвет гpo6a не очень приличен.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царства небесного. Апостол Павел говоpит: А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4, 8). На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Венчик продается в храме, лучше приобрести его до похорон и принести покойного на отпевание уже с венчиком.

Под голову кладут подушку, которую обычно делают из ваты или сухой травы. Существует благочестивый народный обычай готовить себе «смертную подушечку» заранее, наполняя наволочку, например, освященными в храме на Вербное воскресенье веточками верб и листьями берез, которыми был украшен храм и дом в день Святой Троицы. Но это, конечно, не обязательно.

Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия – во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты лицом к иконам или к входящим проститься. В комнате зажигают лампады и свечи перед иконами и, если возможно, то и вокруг гроба с четырех сторон.- у головы, у ног и по обеим сторонам гроба; в совокупности они образуют крест и символизируют переход усопшего в царство истинного света.

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты недопустимо – это пережитки язычества.